Это дерево — священный фикус. Известный еще как дерево Бодхи или Пипал. Считается, что именно под ним Сиддхарта Гаутама достиг Пробуждения и стал называться Буддой или «Пробудившимся». Дерево одинаково почитаемо как буддистами, так и индуистами, для которых это Древо Жизни. В жаркий полдень оно отбрасывает обширную тень, дающую прохладу, а ветер играет его листьями, будто музыкальным инструментом.
С древнейших времен индийские художники создавали миниатюры на тонкой листве, подчеркивая ее сакральное значение. Увы, время было беспощадно к тонкому искусству, их картины не дошли до наших дней. К счастью, есть еще мастера, владеющие редкой техникой. Редкой, потому что во всем мире не найдется и сотни живописцев, владеющих ею. Раджан Коши, индиец по происхождению, живущий в Техасе, — единственный художник в США, создающий подобные творения.
Он бережно сохраняет старинную технологию и мечтает возродить древнее искусство. Мастер может не только расписывать листья, но также инкрустировать их рисовой соломкой и накладывать аппликации в технике декупажа.
Соломка:
Декупаж:
Для подготовки листа к работе его сначала скелетируют. Это кропотливый процесс, требующий многократных повторений и бережного обращения. Скелетировать можно листья деревьев самых различных пород. Легче всего таким способом обрабатывать листья орешника, тополя, березы, ольхи, плюща, винограда. Некоторые приемы обработки показаны в этом видео.
Клен, привлекательный своими резными краями, при работе оказывается слишком капризным и ломким материалом. Трудно сохранить целыми его острые кончики. Также он не позволяет наносить краску без подготовки, так как покрыт тоненькими ворсинками. Именно с этим хрупким и непослушным холстом работает художница Вики Велдман.
Она рисует дикую природу на широких листьях сахарного клена, растущего на востоке Северной Америки и ставшего символом Канады. Невольно вздрагиваешь, видя проникновенный взгляд тигра или медведя, направленный прямо на тебя.
Изумительного мастерства в создании картин на листьях достигли китайские художники. Эти ажурные кружева вырезаны тонкими лезвиями. Сделать такое новичку практически невозможно. Технология обработки листьев хранится в секрете. Известно лишь, что она занимает более десяти месяцев и включает в себя сушку на солнце, кипячение в антибактериальном растворе и снова сушку — всего 60 этапов. Затем мастер приступает к работе, бережно снимая ткань листа слой за слоем, не допуская протыкания. В качестве материала используются листья платана или чинара, внешне схожие с кленом.
Это молодой вид искусства, впервые представленный Хуанг Тай Шангом в 1994 году. Он воспринял и творчески переработал древнюю традицию вырезания на бумаге. Однако лист тоньше и деликатнее, поэтому даже у самого опытного мастера в процессе работы бывает до 60% брака.
Испанец Лоренцо Дюран из Гводалахары пошел дальше и начал создавать смелые композиции с вырезанными листьями. Он сам занимается заготовкой материала и его обработкой. Его основные инструменты — это скальпель и зубной зонд. Художник использует карандашный эскиз, который помогает ему придерживаться заданного рисунка.
Идея такого рода работы пришла ему в голову в 2006 году. И с тех пор методом проб и ошибок Лоренцо выработал собственную уникальную технологию. Свой проект он назвал Naturayarte («Природа и искусство»). Несмотря на очевидную хрупкость сухого листа, обработанный лист при правильном хранении может не разрушаться десятилетиями и даже столетиями, как коворит сам мастер. В настоящее время он экспериментирует с живыми листьями, создавая тонкое кружево прямо на дереве.