inside

Взгляд на искусство глазами Клэр Туоми

Британский художник Клэр Туоми уже более 15 лет создает необычные инсталляции из керамики в музеях, галереях, выставочных залах и других местах с богатой историей. Работы современного художника обращены к социальному, культурному и духовному прошлому тех мест, где они выставляются.

Clare_Twomey

Так, к примеру, инсталляция под названием «Фамильная ценность» в галерее «Мишн» в Великобритании состояла из более 2000 экземпляров фарфоровой посуды и других предметов домашнего обихода, имеющих непосредственную связь с историей быта города Свонси, где находится галерея. Все эти предметы были размещены на стенах так, словно являлись частью их орнамента. Это служило напоминанием о местной традиции использовать этот вид керамики в украшении домов. Вся инсталляция была представлена в одном цвете – в белом. Вместо когда-то яркой посуды перед зрителем возникали бледные, однообразные предметы, словно это призраки, наподобие воспоминаний и шепотов. Целью художника было представить историю местности через визуальные образы. А необычайная восприимчивость Клэр Туоми к угасающему «духу», исчезающей самобытности мест и делает её работы такими актуальными.

Clare_Twomey

Clare_Twomey

Другой отличительной чертой работ Клэр Туоми является то, что они почти никогда не сохраняются до конца выставки, по крайней мере, в своем изначальном виде. Именно реакция и поведение зрителя – часть идейного содержания работ художника. Ярким примером этого служит уже разрушенная инсталляция под названием «Сознание». Эта работа представляла собой сотни тщательно продуманных и сконструированных кубиков из особого дорогого сорта тонкого, просвечивающего фарфора.

Clare_Twomey

Кубики эти были выложены на полу музеев, и предполагалось, что посетители будут ходить по ним, рассматривая другие экспозиции. Как только человек на них наступал, они тут же ломались под ногами. Посетитель, начиная с этого момента, становился участником инсталляции, а не просто её созерцателем. Именно от его решений начинал зависеть внешний вид произведения. Роль Туоми, как создателя, в данном случае отодвигалась на второй план. Художника здесь можно сравнить с композитором, который записывает нотами свое произведение, но определённую свободу интерпретации предоставляет уже исполнителям. Реакция человека, его эмоции и чувства в тот момент, когда он разбивает фарфор, — вот, что интересует Клэр.

Clare_Twomey

А что обычно чувствуют люди, когда разбивается предмет домашнего обихода из столь любимого материала?  Чаще всего грусть, сожаление. Для Клэр Туоми, однако, прелесть фарфора заключается в его недолговечности, хрупкости. Оживление и удовольствие от хождения по ломающимся под ногами кубикам художник сравнивает с теми чувствами, которые испытывает человек при хождении по девственно-чистому хрустящему снегу.

Еще одной работой Клэр Туоми стали тысячи черных керамических бабочек, заполнивших собой залы Королевского Павильона в городе Брайтон. Инсталляция носила название «Мрачный день в раю» и являлась своего рода приглашением вспомнить и задуматься об истории сооружения, проводя параллели с современностью.

Clare_Twomey

Clare_Twomey

Одним из самых красивых результатов творчества Клэр является работа, которую она назвала «Трофей». В сотрудничестве с известным английским производителем фарфоровой посуды Веджвуд (Wedgwood) Троуми создала 4000 крошечных фарфоровых птичек приятного голубого цвета, столь характерного для продукций этой компании 19 века. Затем эти птицы были выставлены в залах известного музея Виктории и Альберта в Лондоне.

Clare_Twomey

Clare_Twomey

Замечательно то, что их можно было видеть буквально повсюду – на полу, на витринах, на артефактах. Предполагалось, что публика будет забирать птичек и уносить с собой, но открыто об этом не сообщалось. Тем не менее, в течение всего лишь 5 часов все птички, скажем так, «улетели».

Clare_Twomey

Clare_Twomey

Зато до сих пор это произведение искусства живет в домах многих британцев, как «трофей», как памятный подарок из музея. Художник уделяет внимание таким понятиям, как ценность и коллекционирование. Работы Клэр натолкнули посетителей на размышления о роли музеев, о том, каким образом предметы становятся частью музейных собраний. Нужно сказать, что Клэр потом получила сотни электронных сообщений с фотографиями птиц, нашедших свое место в различных  интерьерах.

Clare_Twomey

Clare_Twomey

Clare_Twomey

Одной из недавних работ Клэр Туоми является инсталляция под названием «Обмен» в музее Фаундлинг, который на протяжении многих лет был приютом для брошенных младенцев, а также больных детей. Для выставки художник расставила на 4-ёх длинных столах 1500 чашек с блюдцами. Под каждой чашкой и на дне каждого блюдца она написала уникальную фразу с призывом совершить какой-то определенный добрый поступок. Каждый день десяти посетителям выдаются особые билеты, которые позволяют им выбрать одну чашку на своё усмотрение. И если оказывается так, что посетители готовы совершить тот добрый поступок, о котором написано под чашкой, то они имеют право забрать её с собой. Блюдца остаются, как символ этого благородного шага. Таким образом, выставка снова приобретает особое значение благодаря участию общества. Трогательная и жизнеутверждающая инсталляция напоминает нам о доброте окружающих, а также наталкивает посетителей на маленький хороший поступок. Такой, как, например, «спеть песню с уличным музыкантом», «научить кого-то чему-то новому», «испечь пирог для детского дома», «подарить бутылку хорошего вина кому-то на работе» или «приготовить кому-то чай в этой чашке».

Clare_Twomey

Clare_Twomey

Clare_Twomey

Интервью художника об этой выставке: