inside

В сетях Чихару Шиота

Японская художница Чихару Шиота стала известна всему миру своими пространственными инсталляциями, где она, словно гигантская паучиха из волшебных сказок, оплетает своей всепоглощающей сетью любое подвластное ей пространство.

Chiharu_Shiota

К ней в паутину попадаются предметы, люди и даже целые дома. Черная шерстяная нить окутывает помещения от пола до потолка, а вокруг предметов образует тугие коконы, как неведомая плотная субстанция, обволакивающая собой все живое и неживое.

Chiharu_Shiota

Chiharu_Shiota

Инсталляции Чихару часто угнетают и тревожат зрителя, и это неудивительно, ведь сама художница признается, что находит новые образы в своих ночных кошмарах, которые преследуют ее всю жизнь.

Chiharu_Shiota

И действительно, многие работы японской художницы похожи на кадры из какого-нибудь сюрреалистического фильма ужасов: детское кружевное платьице,  опоясанное черными нитями. Глядя на него сама собой всплывает в голове скрежещущая мелодия из старинной музыкальной шкатулки, которой так любят щекотать нервы зрителям режиссеры известных хорроров. Или огромные белые платья, также окутанные черной паутиной, словно призраки неупокоенных невест, блуждающих в сумраке ночном; или люди, мирно спящие в кроватях, над которыми сгущается шерстяная мгла.

Chiharu_Shiota

Но в своих образах художница не только воплощает экзистенциальный опыт, но часто рефлексирует на социальные и  политические темы, ведь сети окружают нас повсюду: это и всемирная паутина интернета, и нервная система человека, и торговые сети, и невидимые связи между людьми. Так, например, в одной из первых своих инсталляций 1992 года «Время сновидений», где из окна дома спускаются красные нити с привязанными к  ним башмаками, художница размышляет о силе родственных связей и привязанности к родному дому.

Chiharu_Shiota

Лишь красная нить может конкурировать в творчестве Чихару с черной шерстяной паутиной. Это кровные узы, кровь бегущая по венам, страницы истории, написанные кровью, кровная привязанность  к Родине. Так, чтобы материализовать внутреннюю связь с родной землей и свое единение с природой, в одном из перформансов Чихару пришивает себя красными нитями к почве.

Chiharu_Shiota

Chiharu_Shiota

Кстати, перформанс Чихару Шиота изучала с помощью хорошо известной в России сербской художницы Марины Абрамович, а инсталляцию ей преподавала не менее известная Ребекка Хорн. Перебравшись из Японии в Берлин в 90-е годы, художница забросила живопись, с которой началась ее творческая карьера и решила, что теперь будет рисовать «нитями в пространстве». И не прогадала, сейчас ее выставки проходят по всему миру, а сама Чихару со своими лекциями — желанный гость  самых серьезных академий и университетов, изучающих современное искусство.

Chiharu_Shiota

Chiharu_Shiota

В России работы Чихару тоже успели побывать. Огромный фурор произвела инсталляция «В тишине», выставленная  в 2009 году на III Московской биеннале современного искусства в культурном центре «Гараж», где шерстяными нитями был оплетен рояль и стулья для зрителей. На закрытии выставки этот рояль  прилюдно сожгли.

Chiharu_Shiota

Chiharu_Shiota

А не так уж давно, весной прошлого года, японская художница растревожила  москвичей в Манеже одной из самых леденящих душу инсталляций — «Скрещенья», на глазах у публики натягивая черные шерстяные нити вокруг огромнейших белых платьев.

Chiharu_Shiota

Десятки волонтеров вместе с Чихару опутывали нитями просторный зал, а затейливый процесс от начала до конца фиксировала видеокамера, так что инсталляция одновременно превратилась и в перформанс.