Дизайн & Art

Ураган «Сэнди» рождает искусство

Шторм «Сэнди», обрушившийся на США в октябре 2012 года, запомнился американцам как один из самых разрушительных торнадо. Двигаясь со скоростью 130 километров в час, этот вихрь сметал все на своем пути.

Hurricane-Sandy

Без электричества остались порядка пяти миллионов человек, транспорт в мегаполисах не работал. Во многих штатах были отменены авиарейсы. Особенно не повезло Нью-Йорку. «Сэнди» принес сюда крупное наводнение. Нижний Манхеттен ушел под воду. Владельцы магазинов, хоть как-то пытаясь спасти свое имущество, выкладывали рядом с витринами мешки с песком. Стихия не пощадила и дом известного фотографа Рэнди Тейлора (Randy Taylor). Влага практически уничтожила уникальный архив снимков, которые Тэйлор кропотливо собирал более 30 лет. Творческая профессия неоднократно забрасывала мастера в разные страны и на разные континенты. Числясь в штате Парижского бюро Associated Press, Тейлор снимал кубок мира по футболу в Аргентине, запечатлевал захватывающие моменты Олимпиады в Москве, был в 1983 году свидетелем политического переворота на территории островного государства Гренада, сидел в засаде, стараясь зафиксировать личную жизнь принцессы Дианы.

Hurricane-Sandy
Hurricane-Sandy

По счастливой или трагичной случайности в тот день Тейлора в доме не оказалось. У него были неотложные дела в Европе. О драме он услышал только из новостей. Но вылететь на родину удалось лишь через несколько дней. Очутившись в Нью-Йорке, Рэнди не узнал город: вода к этому моменту уже схлынула, однако повсюду была еще сырость и грязь. Добравшись до своего жилища, фотограф с трудом открыл подсевшую дверь и первым делом отправился в подвал, где содержался архив. Ему в нос тут же ударил тяжелый запах застоявшейся мокроты. Снимки по-прежнему лежали на своих местах в коробках. Когда Тейлор попытался взять одну из них и перебрать негативы, понял: они безнадежно слиплись и превратились в груду мусора.

Теперь предстояла огромная работа по спасению утраченного материала. С утра до вечера Рэнди возился со склеившимися фотографиями. Пинцетом он пробовал разъединить карточки. Американец где-то вычитал, что избавиться от плесени, а также вернуть изображение и цвет можно при помощи специальной эмульсии. Раздобыв ценный продукт, он испробовал его на отпечатках. Результат, однако, был нулевой. Тогда Тейлор, которому терять было уже нечего, просто опустил фото на несколько минут в миску с медицинским спиртом, а затем вынул и повесил сушиться. Каково же было восхищение мастера, когда через некоторое время, прийдя в комнату, чтобы взглянуть на плод эксперимента, он обнаружил настоящие произведения искусства. Алкоголь частично размыл картинку, придав тем самым ей больше выразительности и экспрессии.

Hurricane-Sandy
Hurricane-Sandy

Hurricane-Sandy
Hurricane-Sandy

Получился истинный калейдоскоп красок и форм. Олень, гуляющий по лесу, обратился в сказочное существо, живущее в не менее фантастическом пространстве, где нет ни неба, ни земли. Лишь узкая полоска света проходит посередине некого сине-черного пространства. Дети, усердно болтающие между собой, будто сошли с картин художников эпохи Возрождения. Тот же стиль, те же пастельные коричнево-розовые колоры, то же выражение лиц, плюс трещины разной длины и величины по всему периметру снимка — дань старине. А человек, сидящий на стуле, окутанный дымкой красного цвета — это скорее что-то из поп-арта. Рэнди Тейлор рассказывает:

Мне показалось, что шторм Сэнди, несмотря на то, что натворил много бед, оказался полезен для искусства. Если бы не случилось этой напасти, я бы никогда не узнал, как спирт может преобразить фотографии. Самое интересное, что пока снимок не высохнет, невозможно понять, что получится на выходе.

Hurricane-Sandy

Hurricane-Sandy
Hurricane-Sandy

К сожалению, из тридцати тысяч снимков Тейлору удалось сберечь не более трехсот. Безусловно, с каждым из них всегда связано определенное событие. Например, на одном из них запечатлен человек с пистолетом в руке, окруженный другими людьми. Это фотография была сделана в 1978 году. Тогда вооруженные террористы напали на посольство Ирака в Париже. Рэнди по заданию редакции Associated Press быстро прибыл на место событий.

Hurricane-Sandy

Квартал кишил репортерами и фотографами, охотящимися за сенсационным кадром. Тейлор долго кружил среди машин и близлежащих построек в поисках удачной позиции. Когда позиция все же была найдена, американец сел на корточки и принялся ждать. Несколько часов спустя он стал очевидцем ужасной трагедии. Полицейские вывели из здания посольства в наручниках террориста. Однако в то же самое мгновение началась стрельба. Ее-то и запечатлел объектив Рэнди. Два погибших и четыре раненых. Отныне эти кадры — наследие мировой истории, хоть по ним и прошелся шторм. Главное, они сохранились, пусть даже в таком необычном виде. А Тейлор, в свою очередь, на деньги, выделенные властями, открыл галерею. В ее экспозиции — все спасенные фотографии. Американец причисляет их к абсолютно новому виду современного искусства, рожденному благодаря урагану Сэнди.

Hurricane-Sandy
Hurricane-Sandy

Hurricane-Sandy
Hurricane-Sandy