outside

Surreal большого города

Новая реальность предполагает рождение иных графических смыслов и художественных метафор в пространстве города. Старые здания-актеры примеряют новые роли. Случайные зрители-горожане становятся полноправными участниками действа: наблюдают, обсуждают, осуждают, переживают и познают.

Surreal

Балом правят фантастические персонажи и парадоксальные сюжеты. В этом весь surreal. Каноническое определение этого авангардного направления воспроизвел французский поэт Андре Бретон. Для мастеров современного стрит-арта оно звучит как манифест: «Сюрреализм — чистый психический автоматизм, имеющий целью выразить, или устно, или письменно, или любым другим способом, реальное функционирование мысли». Это не просто особый эстетический подход к преобразованию архитектуры, а новый способ ее познания. Среда становится зрелищной и динамичной. В ход идут все известные оптические иллюзии, контрастные сочетания цветов, сложные геометрические формы и фактуры.

Мастера-иллюзионисты всего мира трудятся не покладая рук, чтобы превратить само явление «город» в нечто иное. Привлекают внимание жителей особыми визуальными трансформациями знакомых архитектурных форм. Легким движением руки художника здание превращается… здание превращается… превращается здание… в элегантные шорты. Сюрреалист, в сущности, берет и перекраивает город. Не трогая каркас, сеть улиц и площадей, изменяет ткань — архитектурное наполнение.

Surreal
Surreal

Норвежский художник-самоучка Андерс Йеннестад (ака Strøk) работает с иллюзиями в реальном времени и пространстве. Местом его постоянной прописки и источником вдохновения является Берлин. Фотография — основа творчества Андерса.

Ищите идеи в привычных вещах. Куда бы я ни пошел, я беру с собой камеру, чтобы поймать момент, — говорит художник.

В его последней уличной коллекции есть несколько работ, выполненных в стиле «взгляд сверху». Они поражают качеством деталей и техникой исполнения. Strøk создает динамичный сюрреализм, а зритель становится свидетелем запечатленного момента. Можно сказать, что использование теней и инновационных перспектив отличают Андерса от других:

Тени дают больше информации о персонажах. Люди могут выглядеть искаженными сверху, но длинная тень добавляет ​​характера, помогает уловить сюжетную линию.

Питая страсть к простым поверхностям и сложным текстурам, он с фотографической точностью наносит краску слой за слоем. Предпочитая работать в черно-белом цвете, умело подбирает к реалистичным фактурным поверхностям авторские сюжеты. Таков его сюрреалистический взгляд на уличную жизнь Берлина: «Мне нравятся серые оттенки. Это всегда вне времени и более эстетично».

Surreal
Surreal

Surreal
Surreal

Литовский художник Эрнест Захаревич (ака Зак) — мастер иллюзии взаимодействия. Его концепция преображения городского пространства очень проста, но не менее привлекательна. Эрнест считает, что каждый человек имеет право на собственное видение его произведений и непосредственное взаимодействие с ними. Он создает в привычной городской среде новые пространства коммуникаций.

После путешествия по Европе и участия в нескольких стрит-арт фестивалях Эрнест направился на остров Пенанг в Малайзии, чтобы превратить его улицы в блестящую серию интерактивных фресок. В них он умело соединил физический мир с миром воображаемым. В своих работах Зак выходит за рамки 2D-изображений. Рассказывая о сюрреализме на языке, привычном горожанину, он включает в композиции предметный реквизит: металлические трубы, электрические провода, старые велосипеды и мотоциклы. Его стрит-арт — это необычные сюжеты из жизни обычных людей. Несмотря на то, что власти острова Пенанг окрестили его творения «видом вандализма», местные жители с восторгом фотографируются на фоне ярких картин.

Surreal
Surreal

Surreal
Surreal

Иранский художник и дизайнер Меди Гандуанлу известен своими графическими преобразованиями Тегерана:

Город представляет собой архитектурную мешанину, в которой у зданий лишь одна стена является презентабельным фасадом, а остальные три — просто серые куски бетона. Это не придает городу привлекательности, однако является отличным полотном для художественной росписи.

Масштабные сюрреалистические фрески Меди сравнивают с полотнами Сальвадора Дали. В ход идут оптические иллюзии: сложение и скручивание стен, антигравитация с нарушением всех законов природы, пропорциональное увеличение объектов. В архиве художника превращение более ста безликих бетонных стен в яркие полотна. Масштаб росписей и их продуманное размещение делают из скучного и статичного архитектурного пространства занимательное и динамичное. При этом все преображенные здания гармонично вписываются в окружающую среду. Возможно, поэтому творчество Меди Гандуанлу — официальный заказ властей города. И всячески поощряется и приветствуется жителями Тегерана.

Surreal
Surreal

Американский сюрреалист большого города Макс Риппон (ака Рипо), пожалуй, один из самых известных деятелей этого направления. Он родился и вырос в Нью-Йорке. После получения диплома «бакалавр изобразительных искусств» в Вашингтонском университете в Сент-Луисе покинул Соединенные Штаты и перебрался в Барселону. Он предпочел мольберту городские стены. Теперь его стрит-арт — легальное или нелегальное украшение городов в 36 странах на трех континентах. Ныне можно смело утверждать, что Рипо имеет огромное влияние на мировое искусство стрит-арта последних лет.

В своих преобразованиях городского пространства он придерживается канонов текстового граффити. Риторика его каллиграфических масштабных фресок предлагает вопросы, а не ответы.

Сарказм и юмор — хороший способ говорить о чем-то более серьёзном. Если делать что-то абсурдное, например, живопись на полуразрушенном и забытом «историческом» здании, то можно сказать больше, чем пытаясь сделать что-то слишком серьезное, — утверждает художник.

Он работает с архитектурой как с книгой: создает текст, заполняет им «чистые страницы», делает акценты на шрифтовой композиции. Его типографика отсылает к Америке 1950-х. Современные социальные комментарии Макса Риппона мелькают в городском пространстве как заголовки первых полос «Нью-Йорк таймс» — острые и злободневные.

Surreal
Surreal

Surreal
Surreal

Всемирно известный британский стрит-арт художник, работающий под псевдонимом Флегм (в переводе с английского – «слизь»), является профессиональным мультипликатором и иллюстратором. Его стиль легко узнаваем: никаких ярких красок, только сюрреалистические сюжеты со странными героями, похожими на героев фантастических книг.

Для воплощения своих творческих идей он выбирает простые стены, черно-белую графику, выдуманных персонажей и чистый сюрреализм. В архитектурном масштабе его работы выглядят впечатляюще, выгодно отличаясь количеством деталей и ювелирной точностью исполнения. Он говорит, что его картины на улице удачно взаимодействуют с пространством, становясь частью городской архитектуры, в отличие от этого любое полотно в музее чувствует себя неуютно.

Surreal
Surreal

Surreal
Surreal

Польский стрит-арт дуэт «Этам крю» состоит из двух профессиональных художников. Матеуш Гапски и Пшемек Блейзык работают вместе уже более 5 лет, превращая стены зданий в масштабные произведения искусства.

Для нас важно создать такую иллюстрацию, чтобы люди захотели перед ней остановиться и включить свое воображение на пару минут, — говорят сюрреалисты.

Они предпочитают большие иллюстрации, яркие цвета и фантастические сюжеты: девушка в банке с клубничным вареньем или парящий в воздухе сине-зеленый слон. Мистические существа и колоритные портреты — частые гости на фресках «Этам крю». В своем стиле они украсили здание в исторической Казани в 2012 году. Впрочем, любой город был бы рад подставить «плечи» своих бетонных высоток под валики, баллончики с краской и кисти этих ребят.

Surreal
Surreal

Surreal
Surreal

Так что же такое surreal — реальное преодоление искусства или искусство преодоления реальности? Сальвадор Дали в своей биографии «Дневник гения» писал, что «сюрреалисты способны избавить человека от тирании практического, рационального мира». Именно в моменты ухода от повседневности и рождается истинное мастерство. То, которое выходит за рамки реализма и становится чем-то большим, чем-то с приставкой «сюр».

Surreal