Шотландский художник-экспериментатор Джим Лэмби – это как раз тот самый человек, которому дай в руки хоть палку – он найдет способ сделать из нее потрясающий, глубокий арт-объект. Ему удается не только видеть, но и показывать мир объемно, совмещая такие сферы жизни, которые, казалось, находятся на противоположных сторонах восприятия.
«Zobop»
Этот арт-эксперимент, как и другие в истории Джима, начался с музыки. Юный Лэмби долгое время был музыкантом, хотя, справедливости ради, он и сейчас продолжает начатую отцом диджейскую «династию».
Как автору пришла в голову мысль покрыть пространство пола слоями виниловой пленки – история умалчивает. Зато известен результат. «Живые» геометрические узоры Лэмби покрывают полы на его выставках, дополняясь другими экспонатами и простираясь под ногами визитеров, словно новая, пестрая кожа.
Сам Джим сравнивает свои «напольные» инсталляции с басовой линией музыки, когда другие скульптуры погружены в плавающее пространство, как вокальная партия или гитарный рифф. Аудитория оказывается буквально завернута в драматическую, противоречивую среду, а само пространство приобретает причудливые формы и новые измерения, оживает, насыщаясь энергией цвета и формы. Такие вот чудеса с обычной виниловой пленкой может сотворить незашоренный взгляд.
Всего один материал на плоском пространстве дает ощущение многослойности, пульсации, жизни. Здесь бессчетное число линий, границ, углов, но все они растворяются и гаснут в унифицированном энергетическом пейзаже. Результат гипнотизирует.
«Sonic Reducer»
После выпуска из Школы искусств Глазго в 1994 году Лэмби успел поработать с видео, кино, изобразительным искусством и скульптурой. В те времена Джим начал создавать работы из легкодоступных, обыденных материалов. Так незаметно центральным персонажем его инсталляций стали виниловые пластинки.
Вот что говорит автор о происхождении этой идеи:
Простые предметы обихода после прикосновения художника предстают в новом восприятии: Лэмби привносит в них налет глэм-рока, декорируя блестками, зеркалами и красками. В очертаниях угадывается обычная вещь, но уже проникнутая дополнительным магическим смыслом.
Цементный куб, торчащий из пола и заполненный 12-дюймовыми виниловыми пластинками, скульптура из цветных стульев или чемоданчик, покрытый осколками стеклышек, рисуют собой особую ритмику. Кроме этого художник часто помещает глаза в свои композиции. Вырезанные из журналов они выглядывают из рам или отражающих кусочков стекла, словно его собственный взгляд, который даже в куче мусора способен разглядеть красоту.
«The Strokes»
Еще одна «полосатая» работа, но уже в монохромном виде – ‘The Strokes’. Эта головокружительная инсталляция из черных и белых дорожек сплошь покрывает пол. Преемник традиций Кандинского и Мондриана, Лэмби демонтирует, перекраивает время и пространство, манипулируя ими, словно сбивчивыми ритмами джаза или панка.
«The Vortex»
Продолжает тему грампластинок проект «The Vortex» – круглые, объемные спирали, цветные и черно-белые, «ввинченные» в стены или лица. Они дублируют пространство и создают совершенно сюрреалистическое ощущение – недаром один из экспонатов завертел в вихре провокатора Дали.
Искусство Лэмби сравнивают с творчеством Бриджет Луизы Райли: оба художника используют контрастные цвета и геометрические шаблоны, которые производят своеобразный оптический эффект. Но в отличие от произведений Райли, работы Лэмби зависят от места расположения, параметров и реальной архитектуры помещения. Инсталляции шотландского мастера существуют лишь до тех пор, пока они выставлены на обозрение в арт-площадке: они всегда уникальны и не могут быть показаны где-нибудь еще с тем же успехом.
«Metal Box»
Эта инсталляция, по признанию автора, была навеяна простым наблюдением.
Материал представляет собой куски алюминия толщиной в два миллиметра, так что его можно гнуть прямо в руках. Каждый кусочек с обратной стороны покрыт цветом, поэтому поверхности наслаиваются друг на друга, создавая забавный визуальный эффект, напоминающий игру стеклышек калейдоскопа.
«Plaza»
Даже самые обыденные предметы – как целлофановый пакет, о котором мы упоминали в начале рассказа, не может быть слишком прост для Лэмби. Монохромную гамму своего замысловатого пола художник решил разбавить всплесками цвета – в самом буквальном смысле.
Джим Лэмби не очень разделяет теоретические взгляды художников-минималистов, отдавая предпочтение живому художественному опыту: интуиции и импровизации. Художнику нравится, что зрители вносят в его работы собственные мотивы, о которых автор сам не подозревал. Такое искусство открывает беседу, диалог.