Впрочем, зеркала венецианцев и впрямь отличались отменным качеством. В отражающий состав мастера добавляли золото и бронзу. Поэтому лики всех без исключения предметов выглядели более изящно и красиво. Брали художники за свою ювелирную работу немалые деньги. В те времена покупка венецианского зеркала могла стоить целого состояния. Богатые аристократы нередко продавали свои имения, чтобы приобрести небольшое квадратное зеркало в крученой волнистой раме. Однажды мать Людовика XIV, Анна Австрийская, появилась на балу в платье… из зеркал.
Этот наряд существенно опустошил казну государства. А тогдашний министр финансов господин Кольбер рвал на себе волосы, не зная, как закрыть образовавшуюся денежную брешь. Позже зеркала стали применять в телескопах, фотоаппаратах и даже для создания термоядерного оружия. По сути дела, все мы привыкли к тому, как выглядят эти рефлекторы — гладкая поверхность, в которой отражается свет. Но Даниэль Розин, о котором мы писали выше, сумел развеять это традиционное представление. Американец научился делать зеркала из любых подручных материалов: изживших свой век компьютерных дисков, пластика, бумаги, металла. Наделив свои работы аналогичными свойствами (полностью без искажения воспроизводят силуэты), дизайнер возвел черствую зеркальную механику в разряд современного искусства.
Ежегодно являя очередное новое произведение миру, Розин хочет показать посетителю не объект, а самого посетителя в отражении данного объекта. На первый взгляд звучит подобная философия достаточно пространно. Однако, если вспомнить принцип действия комнаты кривых зеркал, все становится ясно. Попадая в такое место, человек потешается не над всякими штуковинами, представленными в помещении, а прежде всего над самим собой.
Первый свой нетрадиционный продукт Даниэль Розин сотворил из деревянных пластинок. Было это пятнадцать лет назад — в 1999 году. Многие тогда были просто ошеломлены: смотреться в деревянное зеркало… Вы в своем уме? Оказалось, что очень даже. Секрет крылся в техническом оснащении ноу-хау. Смышленый дизайнер прикрепил свое изобретение на стену, а рядом с ним разместил небольшую видеокамеру. Когда инсталляция демонстрировалась в галереях, публике и невдомек было, зачем здесь видеоустройство. Многие списывали это на правила безопасности. Тем временем камера записывала картинку, которая потом отправлялась на компьютер. Тот, в свою очередь, считывал присланную информацию. А затем приводил в действие сотни малюсеньких моторчиков. Вмонтированные на тыльной стороне, они заставляли деревянные кубики двигаться. Так, фырча и поскрипывая, зеркало через мгновение показывало отражение стоящего перед ним зрителя.
Даниэль Розин рассуждает:
Прежде чем заявить о себе на ниве модерн-арта, Розин окончил два вуза. По первому образованию он промышленный дизайнер. Эту степень Даниэль получил в Иерусалимской академии художеств и прикладного искусства «Бацалель». Позже, уехав в США, он стал студентом художественного факультета Нью-Йоркского университета и защищался по теме «Компьютерные технологии в художественном творчестве». С того дня Розин совмещает сразу две специальности — дизайнера и программиста. Все компьютерное обеспечение для своих зеркал он разрабатывает самостоятельно. Регистрирует и патентует. А заодно изучает полученные цифровые портреты. Все они наделены эмоциями, чувствами, которые испытывал каждый из посетителей в конкретный момент. Американец отмечает:
Все зеркала передают изображение по-разному. Скажем, Brushed Metal Mirror оснащено 768 поржавевшими металлическими полосками. Когда к нему подходит человек, на индивидуума сначала реагирует одна железная деталь, потом вторая, третья. Меняя свое положение, стальные «пиксели» издают звук, подобный сильному дождю. Как только образ готов, искусственный ливень прекращается. Через несколько минут Brushed Metal Mirror вновь принимает свой первоначальный вид.
Другое зеркало — Trash Mirror — Даниэль Розин выполнил из мусора. В ход пошли жестяные банки, фантики, осколки чашек, куски обоев. Все отходы были найдены на улицах Нью-Йорка. В отличие от других инсталляций каждый кусочек произведения имел свою уникальные форму и размер. А само Trash Mirror — это нечто среднее между коллажем и мозаикой.
Есть в коллекции дизайнера и зеркало, собранное из самих зеркал, а есть и обыкновенная полоска ткани. Но это тоже зеркало! Без участия зрителя оно «спит» и выглядит как экран, на который спроецирована статичная заставка снежных гор. Однако стоит появиться созерцателю, и экран-зеркало преображается, показывая на фоне мертвых возвышенностей живой, движущейся силуэт. Не так давно появилось еще одно зеркало под названием Angles Mirror — в виде треугольника. Оно реагирует исключительно на взмахи рук и создает скульптуры в стиле старых компьютерных игр.
Для мастера важно, чтобы люди не только восхищались его выдумками, но и задавались вопросом: «А как это все функционирует?» Именно не «что», а «как» больше увлекает зрителя. Чтобы удовлетворить любопытство, на каждой своей выставке Розин наглядно показывает, как действуют механизмы зеркал. Гостям разрешается потрогать электромоторы, рассмотреть детали «сооружения», покривляться в зоркий глаз камеры. В конечном счете почему бы нет? Ведь личность — неотъемлемая часть зеркального искусства, сконструированного талантливым умельцем Даниэлем.