В скульптурах Давида Черны (David Cerny) есть непосредственный, визуальный ответ на этот вопрос. Давид родился и вырос в семье художника в Праге, и именно Прага – его театр художественных действий.
Стоит отметить, что лучшего места, для того чтобы выпустить на волю демонов подсознания, не придумаешь. Кривые улочки чешской столицы, готические здания с башенками и бойницами создают рельеф такой же таинственный и прихотливый, как человеческая психика. Прага – город мистических озарений и мрачных трансформаций; несколько веков она была столицей иудейской каббалы, притягательной для оккультистов, алхимиков и поэтов. Наконец, именно в Праге работал Франц Кафка, написавший «Превращение», потрясающую новеллу о мутации психики.
«Младенцы» Давида Черны могут появляться где угодно, даже на телевизионной башне.
Динамичный скульптурный фонтан называется «Metalmorphosis». Постоянное движение сегментов становится убедительной метафорой целостности личности.
Зародыш, приютившийся на фасаде дома. Эта работа отсылает к загадочной и табуированной теме человеческого опыта – перинатальным переживаниям.
«Brownnosers». Либидо – это тайна, а тайна всегда сексуальна.
Перевернутый Святой Вацлав.
Скульптура «Висящий человек». Человек очень похож на венского доктора Зигмунда Фрейда.
Несмотря на явную тягу к психоаналитическому дискурсу, многие инсталляции профессионального скульптора и дизайнера (Черны учился в Высшей художественно-промышленной школе в Праге и в Нью-йоркском Музее американского искусства Уитни) наполнены и прямым социально-политическим смыслом. Естественно, такие вещи приобретали особенную известность.
Одна их первых, еще юношеских работ Давида (он поставил её ночью на одной пражских площадей в 1989 году) называется «Quo Vadis» (Куда идешь). Скульптура из стекловолокна, изображающая стоящий на человеческих ногах автомобиль, была посвящена бегущим из ГДР в ФРГ немцам.
Были и другие антикоммунистические акции: инсталляция из черепов и костей у памятника Сталину и покраска в розовый цвет мемориального советского танка ИС-2, который чехи ассоциировали с событиями Пражской весны 1968 года.
Спустя почти двадцать лет, в 2008 году, художник вернется к этой идее из-за вооруженного конфликта в Южной Осетии и установит розовую корму танка, возрождающегося из могилы прошлого.
Другие работы пражского скульптора можно посмотреть на сайте www.davidcerny.cz