outside

«Oystermen» Марко Касаганды

Современный человек болен, – так считает знаменитый художник Марко Касагранде. Виртуальные миры, экономические проблемы и порождаемые ими стрессы ослепляют его и делают нечувствительным к реальности. Поэтому нынешний представитель искусства должен играть роль шамана, призванного излечить свой народ и восстановить его связь с естественным окружением.

Oystermen


Марко Касагранде – финский архитектор с мировым именем. Его концептуальные проекты – такие как «Человек 60 минут», «Потёмкин», «Redrum», «Land(e)scape» – не раз становились призёрами крупных биеннале в Италии, Норвегии, Японии, Тайване и других странах.

Oystermen

С самого начала своего творческого пути Касагранде отказался от традиционных взглядов на архитектуру и устаревших подходов к урбанистике, предложив в качестве альтернативы свою собственную концепцию – модель постиндустриального города, в котором человек не противостоит природе, а находится с ней в полной гармонии.
Для воплощения своих идей Касагранде использует не только архитектуру, но и экологические инсталляции, скульптуру, ленд-арт и другие виды средового искусства.
Поиск точек соприкосновения между человеком и его естественным окружением присутствует во всех проектах Марко Касагранде. И одна из его последних инсталляций под названием «Oystermen» не является исключением.

Oystermen
Скульптурная композиция расположена на территории тайваньского архипелага Цзиньмень (буквально «Золотые врата»), вблизи небольшого островка под названием Сямынь.

Oystermen
Инсталляция выполнена в жанре экологической скульптуры и представляет собой четыре мужских силуэта в традиционных широкополых шляпах сборщиков риса.

Oystermen
Впрочем, интересными эти статуи делает не столько их внешний вид, сколько сочетание с естественным окружением.
Дело в том, что Сямынь становится островом только во время приливов. Когда же море отступает, дно залива обнажается, и становится видна узкая дорога, сделанная из плит прессованной гальки. Она пролегает по морскому дну и связывает островок с архипелагом.

Oystermen
Во время отлива «Oystermen», установленные по бокам этой «подводной тропы», похожи на долговязых стражей, приветствующих посетителей острова.
Когда же море возвращается, тропинка вновь уходит под воду, и «Сборщики» превращаются в рыбаков-призраков, гуляющих по волнам залива.

Oystermen

С наступлением темноты эти удивительные метаморфозы не кончаются. Благодаря солнечным батареям, вмонтированным в конусообразные шляпы, и миниатюрным светодиодным светильникам, статуи видны всю ночь.

Oystermen
Утром, когда фонари гаснут, статуи «Сборщиков» продолжают свои чудесные превращения. Ведь нержавеющая сталь, из которой они сделаны, покрыта тонкой плёнкой из плавленного песка, который меняет оттенок в зависимости от направления и интенсивности солнечного света.

Oystermen
По задумке Касагранде, «Oystermen» живут в полной гармонии с природой, реагируя на любое изменение окружающей среды. Через пару лет эта связь станет ещё крепче, так как на длинных ногах статуй поселятся целые колонии моллюсков.

Oystermen
Тогда нынешнее название композиции получит ещё одно значение, и долговязые гиганты станут настоящими сборщиками устриц.

Oystermen