outside

Люди на стене

Даже самый обычный типовой стул может стать предметом искусства — достаточно его передвинуть. Но не в сторону, как можно предположить, а вверх — как это сделала Энджи Хисл.

Angie_Hiesl

Её работа очаровывает простотой и изяществом: на отвесной стене дома, на уровне окон второго этажа закреплён стул. На стуле сидит пожилой человек и занимается своими повседневными делами. Читает газету, завтракает, играет на музыкальных инструментах, вяжет, разгадывает кроссворд или просто скучает. Актёр — а на эту роль всё же приглашается специально обученный исполнитель — не обращает внимания на толпу зевак, которые непременно собираются внизу.

Angie_Hiesl

Angie_Hiesl

Стул — металлический, прочно прикреплённый к стене. Исполнителям, как правило, от шестидесяти до семидесяти. Их облик при всей внешней лёгкой небрежности кажется тщательно продуманным — люди на стуле ничем не отличаются от зрителей, которые собираются внизу. Есть, впрочем, и исключения: как-то Энджи решила нарядить свою очередную героиню в сказочное платье невесты. Иногда стулья монтируются на смежных стенах, и зрители могут наблюдать за парочкой пенсионеров, что только усугубляет сюрреальность акции.

Angie_Hiesl

Герои живут в своём мире, а зрители — в своём. Никаких предысторий, никаких объяснений. Примерно через час актёр спускается по приставной лестнице и уходит. Занавес.

Angie_Hiesl

Angie_Hiesl
Арт-трюк, получивший название «Х-times people chair», — можно отнести к числу долгоиграющих. Впервые его представили почти двадцать лет назад, в 1995 году в Кёльне. С тех пор инсталляция гастролирует по миру, по большей части в Европе и Южной Америке, и каждый раз — с неизменным успехом. В общей сложности стулья Хисл видели жители 28 городов, а число показов перевалило за 80.

Angie_Hiesl

Подобно любой акции, проводящейся под открытым небом, «Х-times people chair» зависит от причуд погоды. В хронике проекта есть и неожиданные случаи. Например, во время представления в Монреале неожиданно начался ливень, и героя инсталляции пришлось в экстренном порядке эвакуировать на землю.

Angie_Hiesl

Как поясняет автор, в своей работе она преследует одну важную цель — преобразить пространство, в котором разворачивается действо, будь то шумная площадь, заброшенный цех или тихий переулок. Она называет этот процесс переустройством реальности.

Angie_Hiesl

Переустройство по Хисл может проходить и в более крупных масштабах. Она и её партнёр Роланд Каизер превращали заброшенный моторный завод в арт-центр. На улицах ряда городов размещали кубы с водой, внутри которых выступали танцоры. Воссоздавали домашние, на грани интимности, уголки личных комнат в скверах и на оживлённых перекрёстках.

Angie_Hiesl

Не всем перформансам Хисл и Кайзер суждено стать классикой уличных представлений. И далеко не каждый их проект блещет сложным техническим исполнением. Но немецкий дуэт доказывает главное — блестящая идея способна компенсировать скупое техническое воплощение. И, к счастью, именно идея чаще всего выходит на первый план.