Дизайн & Art

Концептуализм: философия надувных зайчиков

Речь пойдет о концептуальном искусстве. Поэтому без лишней лирики стоит напрочь забыть уважаемого Брехта и его «цель искусства в удовольствии». Удовольствие как эстетический восторг, разумеется. Израненные души, жаждущие катарсиса, проходите мимо. Потому как от концептуального искусства спокойствие получает разве что сумасшедший. Зато это детище постмодернизма есть за что похвалить с иной стороны.

kontseptualism

Концептуальное искусство объявляет войну всему: выразительности, художественности, логике, вкусу. На пьедестал поднимается идея. И именно она основа нового искусства. Никаких теорий и правил, никаких предписаний. Твори что хочешь. Главное, чтобы была идея. Но идея и концепция — это разные вещи.

kontseptualism

Il bello ideale, Джулио Паолини. 2005

Первым звоночком того, что художник немного концептуальнулся, станет возникновение в его голове идеи. Это происходит совершенно интуитивно и неожиданно, в результате brainstorm или просто во сне. Идеи эфемерны до тех пор, пока они не воплотятся во что-то осязаемое. Некоторые художники считают, что идея уже есть произведение искусства, но человечеству крайне сложно свыкнуться с мыслью, что нечто может быть чем-то, не имея устойчивой формы, которую можно сфотографировать или потрогать. А бедные концептуалисты изворачиваются и думают, как показать свою идею. Оттуда возникает концепция, это общее направление движения, так скажем.

При всем разнообразии идей и красочных мыслей в головах концептуальное искусство часто просто непонятно и противно. Вы долго простоите с открытым ртом перед «Графической серией II» Сол ЛеВитта. Весьма славно.

kontseptualism

Фото 2 – «Графическая серия II», Сол Ле Витт. 1968

Проблема неискушенного зрителя в том, что ему трудно оторваться от примитивных категорий «красиво-некрасиво». Если вы хотите эстетического кайфа, просто не идите в галереи современного искусства. Вам определенно нужно в Художественный музей. Остальным же стоит постараться выйти из зоны комфорта, где красивые картинки вызывают прилив эндорфинов, тестостерона или просто нежности. Концептуальное искусство — это не яркие картинки и даже не обязательно узнаваемые силуэты. Просто стоит знать, что форма воплощения идеи стоит на втором месте. Неважно в каком виде — важна идея. Точка. Это краткий манифест концептуалистов, очень удобный и двоякий. Он позволяет творить чушь и продавать ее, но он также позволяет блуждающему нестандартному творчеству обрести покой и форму. Но верх безобразия — это то, что концептуалисты перестают отвечать за смысл своих трудов ровно тогда, когда выпускают их на обозрение. То есть совершенно бесполезно биться о стекло в галерее или звонить Джеффу Кунсу в надежде узнать тайный посыл его надувного зайчика и цветочка. Он и сам не сможет объяснить, ведь рационализм — не его конёк. Рационализм в принципе не свойственен концептуализму.

kontseptualism

Джефф Кунс. «Надувной цветок и зайчик»

Концептуалисты делают упор на интеллектуальное восприятие. Их работы призваны затрагивать струны ума, а не души. Поэтому и нет экспрессии. Все, что способно привлечь глаз и увести к оценке материальной стороны, — это уже перцепция, а не концепция. На этом и строится мир, ведь физические особенности в пирамиде ценностей как-то быстро подменяют базовую идею, оттого так много «пустышек» и ярких фантиков. В этом плане тот же Джефф Кунс своим китчем бросает вызов. Это своего рода акцент на повсеместный китч.

Как раз-таки в предыдущем абзаце — прекрасный пример того, как нужно рассуждать, анализируя концептуальное произведение. Отойдя от самой глупой формы зайчика, можно прийти чуть ли не к социальной проблеме. Ханс Хааке, например, выращивал обычную траву, делал очистительный прибор для воды из реки Рейн и конденсационный куб. Ну или показывал, как появляются цыплятки из яиц.

kontseptualism

«Цыплята», Ханс Хааке. 1969

Можно, конечно, предполагать под этим творческие поиски, но источники гласят, что Хааке интересуется связью политики и искусства, и это накладывает определенный отпечаток. Значит, если зритель в задумчивости стоит перед инкубатором или надувным зайчиком, нужно дать ему совет: «Эй, человек, погугли». Это вроде как единственный способ понять, если ничего не понятно. Начальная ступенька для размышлений и оценки идеи.

kontseptualism

«Беременный объект», Джузеппе Пеноне

Вообще же концептуальное искусство затрагивает и обычное лицемерие. Как и в современной фотографии, в нем много псевдохудожников, жажды наживы и политики. Это свалка китча и симулякров, где трудно или невозможно отыскать оригинал. Без подготовки нельзя справедливо оценить радикальное творчество Трейси Эмен или Джузеппе Пеноне, поэтому, дабы избежать культурного шока, всего лишь стоит узнать базовые принципы концептуализма. Впрочем, знание основы основ — это похвально в любой сфере. Познать, понять и простить концептуализм способен любой из нас. Главное, чтобы художник нас не обманывал и его идея действительно была бы хороша. Тогда будет хорош и сам концептуализм.