inside

Коллаж из «биографии ДНК»

Коллаж давно занял прочную нишу в искусстве. Появившись в начале ХХ столетия, это дитя постмодернизма уже век будоражит воображение современных художников. Возможность поиграть с формой и построить произведение, разбрасывая детали в хаотичном порядке, не соблюдая жестких традиционных рамок, — это ли не полная свобода творчества?

Michael_Mapes

У американского фотографа Майкла Мэйпса (Michael Mapes) своя точка зрения на то, как должен выглядеть коллаж. Он не признает его традиционные жанры. Для американца коллаж  это прежде всего огромная инсталляция. В его умелых руках старинные картины, некогда созданные Рембрандтом и Вермеером, будто заново оживая, приобретают абсолютно новый вид.

Michael_Mapes

Критики, наверняка, отнесли бы Мейпса к успешным живописцам. Но вот парадокс, при работе над коллажами он практически не пользуется красками. Зато в ход активно идут микроскопические отрезки тканей, небольшие пуговицы, засушенные насекомые, а еще бесчисленное количество канцелярских булавок, которыми фотограф прикрепляет к холсту ценные образцы. Сам материал для будущих коллажей американец обычно ищет на улице. Он не пройдет мимо опавшего красивого листа, яркой обертки, в которой некогда находилась сладкая конфета, или прибившейся к берегу речки забавной ракушки.

Michael_Mapes

Его мастерская больше напоминает лабораторию безумного энтомолога. Все найденные трофеи Мэйпс дотошно структурирует и затем аккуратно складывает в многочисленные колбы, пробирки, коробочки. В своем творческом хозяйстве он ориентируется с закрытыми глазами и точно знает, где что лежит.

Michael_Mapes

Мне очень нравится работать с такого рода материалом. Многие уверены, что это обыкновенный мусор, но я не согласен. Используя такие элементы в творчестве, я ломаю прочные границы между наукой и искусством. Получается некое метафорическое измерение.

Свой рабочий процесс Мейпс называет «создание биографии ДНК». Перед тем как приступить к новому произведению, американец посещает музеи, изучая бесценные живописные «фолианты». Он внимательно штудирует вдоль и поперек биографию человека, с чьего портрета в дальнейшем будет сделана реплика. Мейпсу важна каждая деталь: какую пищу предпочитал герой, какие башмаки носил, где жил. От этого зависит набор материалов, которые фотограф будет использовать в коллаже. Например, если на костюме персонажа яркие большие пуговицы, Мейпс постарается найти подобные.

Michael_Mapes

Естественно, не обойдется и без самого оригинала картины. Его Мейпс распечатывает в разных форматах на принтере. Правда, в итоге от принтованных копий останутся лишь рожки да ножки. Фотограф разрежет изображения на маленькие кусочки, так открывается больше путей для эксперимента.

Как правило, когда я начинаю работать над новым коллажем, я подбираю разные варианты одних и тех же материалов. Они могут различаться по цвету или размеру. Это дает возможность выбора, и я могу определить, какой из образцов лучше подходит.

Michael_Mapes

Мейпс делает коллажи произведений не только известных авторов. Нередко к нему обращаются друзья и знакомые с просьбой сотворить необычный портрет. Он старается не отказывать. Но всегда остается верен своему подходу — узнать больше о человеке. Для начала как профессиональный психолог он с глазу на глаз проводит долгую беседу с потенциальным клиентом. Для американца важно знать, чем живет и дышит его собеседник. Нередко мастер просит принести какую-нибудь одежду, локоны волос, сломанную бижутерию, личные фотографии. Такая просьба, на первый взгляд, может показаться странной. Что еще выдумал этот фотограф? Но Мейпс убежден, что именно небольшие детали способны рассказать о человеке все, и именно их нужно использовать для создания настоящего психологического портрета-коллажа.

Michael_Mapes

Время от времени Мейпс представляет свои работы на различных выставках и получает положительные отклики. Похоже, его новый метод коллажа уже прижился в современном искусстве и стал его неотъемлемой частью.