Искусство скульптуры выявляет образ человека в картине мира его эпохи. Представления о гармонии и совершенстве воплотились в идеально-прекрасных творениях греческой классики, сложные взаимоотношения человека с миром и самим собой — в модернистских трансформациях скульптурных форм. Одной из наиболее характерных тенденций последних десятилетий стал интерес к гиперреализму, новый импульс которому придает использование синтетических материалов, позволяющих преодолеть известную условность скульптурного образа.
«Ангел» 1997
«Сидящая женщина» 1999
Рон Мьюек (1958) — один из самых известных и ярких художников этого направления. Сын профессиональных мастеров-кукольников, он и сам начинал карьеру с изготовления кукол для австралийских, а затем и британских телевизионных шоу, в числе которых «Улица Сезам» и «Маппет-Шоу» Джима Хенсона, работал мастером по спецэффектам в кинематографе. Известность в кругу деятелей и коллекционеров современного искусства ему принесло появление в проекте «Сенсация: молодые британские художники из коллекции Саатчи» (1997), где Мьюек выставил работу «Мертвый отец» («Dead Dad»). Эта портретная работа, несмотря на небольшой размер, поражала своей документальностью: заострившиеся черты лица, вытянувшееся тело, из которого ушла жизнь, выглядели предельно натуралистично.
«Мертвый отец»1996-97
С этого времени Мьюек оставил работу в кино и на телевидении и сосредоточился на свободной творческой деятельности. Сочетая традиционные методы формовки и литья с экспериментами по поиску новых материалов, Мьюек разработал сложную многоступенчатую технологию создания скульптуры. В документальном фильме Готье Деблонда «Still Life: Ron Mueck at work» можно увидеть, как «оживают» его герои. На начальном этапе автор работает по эскизам, моделирует фигуру из глины, используя проволочный или деревянный каркас, а окончательную форму скульптура принимает благодаря применению стекловолоконных смол или гибкого силикона, который дает возможность с большей легкостью «имплантировать» волосы. На процесс создания одной работы у мастера и его помощников уходит от четырех недель до нескольких месяцев.
«Большой человек» (2000)
Этапы работы над скульптурой «Большой человек»
Видео: создание «Baby»
Создавая образ, скульптор синтезирует разнообразные зрительные впечатления: работу с натурщиками и фотографиями, изучение собственной мимики по отражению в зеркале, наблюдения за людьми в повседневной жизни. За два десятилетия им были воплощены отдельные фигуры, скульптурные группы (как правило, пары) и так называемые «маски», первая из которых была наделена чертами автопортрета. На одной из недавних выставок наметилось возможное жанровое расширение: под названием «Натюрморт» зритель мог увидеть подвешенную тушку гигантской ощипанной курицы.
Still Life, 2009. Photo: John Spiller
Маска I
Маска II
В арсенале опытного кукольника имеются разнообразные приемы воздействия на зрителя. В первую очередь это виртуозность техники, позволяющая имитировать фактуру человеческого тела, морщины и пигментные пятна на коже, просвечивающиеся линии кровеносных сосудов. Отсутствие у некоторых скульптур базы (традиционного пьедестала) еще больше увеличивает их правдоподобие. Другой прием — игра с масштабом изображений. Его творения миниатюрны или, напротив, монументальны.
«В постели» (2005)
«Беременная женщина» (2002)
«Мать и дитя»
«Мальчик» (2000)
Его героями становились новорожденные младенцы со сморщенными лицами, симпатичные карапузы в памперсах и дети постарше, тинэйджеры, беременные женщины и роженицы, мужчины средних лет, старики. Художника волнуют вечные темы: рождение и смерть, материнство, естественные психологические реакции человека и его беззащитность перед неумолимым временем. Рассматривая творчество Мьюека в целом, нельзя не отметить присущего ему экзистенциализма. Лица большинства персонажей выражают отрешенность и внутреннюю сосредоточенность. Недоверчиво, исподлобья смотрит на зрителя сидящий в углу огромный обнаженный человек; женщина, лежащая в постели погружена в собственные чувства; застенчиво избегает взгляда девочка-подросток. Даже стоящие друг перед другом маленькие ссутулившиеся старушки в плотных чулках и старомодных пальто выглядят самоуглубленными, как будто каждая вспомнила что-то свое, неизвестное и незнакомое другой.
«Две женщины» (2005)
«Дикий Человек» (2005)
В работах последних лет намечается поворот от универсализма к конкретности. Большее значение обретают приметы современной цивилизации: одежда, прическа, характерные предметы, помогающие раскрыть образ. Вот темнокожий юноша осторожно приподнимает майку, чтобы увидеть рану на своем теле, руки молодой матери заняты сумками с покупками, под пляжным зонтом разместилась пара пожилых людей.
«Раненый мальчик»
«Женщина с покупками» 2013
«Пара под зонтом» 2013
Правдоподобие его творений впечатляет любого, а созданные образы запоминаются как лица встретившихся в реальной жизни людей. В одном из интервью мастер признался, что он и сам, закончив работу, иногда завороженно смотрит на свои творения.
«Юная пара» (2013)