Дизайн & Art

Геометрия Феличе Варини

В нашей размеренной жизни часто не хватает обычных сюрпризов. Приятно, скажем, время от времени получать подарки или долгожданные письма. По своей природе люди любят удивляться, а швейцарский художник Феличе Варини (Felice Varini) обожает удивлять. Он прославился своими необычными оптическими инсталляциями-иллюзиями.

Felice_Varini

На первый взгляд, работы Варини похожи на бесформенные линии, беспорядочно разбросанные в пространстве. Но стоит выбрать правильный ракурс, и весь этот хаос неожиданно превращается в прекрасный образец модерн-арта. Тогда можно с восторгом рассматривать идеальные по форме круги или восхищаться изометрически витиеватыми фигурами.

Felice_Varini

Felice_Varini

Felice_Varini

В одном из интервью мастер рассказал, что увлекся рисованием в детстве, а в возрасте десяти лет открыл для себя мир современного искусства и абстракции. Именно тогда будущий художник познакомился с работами итальянского новатора Лучо Фонтана и решил во всем ему подражать.
Первые эксперименты с пространством в исполнении Варини приходятся на 1979-ый год. Но тогда на его творчество внимания не обратили. Мастеру пришлось ненадолго уйти в тень и серьезно поработать над техникой.
«Рисуя, ты можешь развиваться, открывать нечто новое, что, возможно, улучшит наш мир. Я не верю в вдохновение — для меня его не существует», — говорит швейцарец. Поэтому, вместо витания в облаках и поиска музы, Варини трезво исследует окружающее пространство, осматривает его с разных точек и долго размышляет над тем, где будет дан старт новой инсталляции.

Felice_Varini

Felice_Varini

Felice_Varini

Felice_Varini

То, что Варини – это Варини, можно без труда узнать по плавным линиям. Это фирменный стиль художника. Феличе аккуратно наносит множество геометрически правильных черточек разной длины на выбранные объекты (обычные интерьеры, жилые постройки или офисные здания). В результате они «складываются» в единую трехмерную картину. Идея, безусловно, не нова. На языке искусствоведения – жанр, который выбрал для себя Варини, называется анаморфозом.

В своих работах он использует геометрические формы знакомые нам с детства. Это треугольники, круги и квадраты. В качестве цветов – только яркие: красный, синий и желтый. Подобный выбор художник объясняет так: пространство, где создаются инсталляции, имеет свою собственную форму и цвет. Варини лишь должен добавить штрихи. Получается, что природа и архитектура — соавторы иллюзий художника.

Вблизи изображения художника кажутся большими, широкими полосками. Но стоит отойти на несколько метров назад и можно легко «прочитать» геометрическую фигуру. Впрочем, как утверждает Варини, это только игра воображения. Данная конфигурация существует лишь в наших глазах. На самом деле объекта нет. Сами подумайте: предмет видим, но к нему невозможно прикоснуться, а тем более — пощупать. Сошел с заветной точки, и все исчезло. Работы Варини чем-то напоминают мираж в пустыне: вот рядом красивый оазис, дотронешься – и он тут же растворяется в туманной дымке.

Felice_Varini

Felice_Varini

Felice_Varini

Felice_Varini

Felice_Varini

Нередко произведения Варини сравнивают с картинами Казимира Малевича и Джексона Поллока. Те же формы, вот только швейцарец решил использовать не избитый холст, а интерьер и городское пространство.
На одну работу у Феличе Варини обычно уходит около недели. Как правило, мастер рисует акриловой краской или мелом, а еще обязательно использует трафаретный проектор.

Felice_Varini

Felice_Varini

«Живут» исталляции достаточно недолго – всего пару-тройку дней. Затем художник лично удаляет необычные геометрические фигуры при помощи моющих средств, возвращая интерьерам и городской архитектуре первоначальный вид. Если вовремя не сфотографировать арт-объект, потом будет весьма сложно доказать друзьм и знакомым, что вы его действительно видели.

Felice_Varini

Felice_Varini

Felice_Varini

Феличе Варини – постоянный участник выставок. Его работы экспонируются не только в Европе, но также в Северной и Южной Америке. В 2000-м году художника номинировали на премию Марселя Дюшана — крупнейшую французскую награду в области современного искусства. Некоторые критики пытаются обвинить Феличе в том, что он ненастоящий, иллюзорный художник. Но его это нисколько не задевает.  «Мастер может работать и с очень простыми формами, и в результате у него может получится шедевр», — любит повторять швейцарец.

http://www.varini.org/