inside

Эстетика неподвижности. Искусство Яна Маруссича

Есть такой человек, его зовут Ян Маруссич. И интересен он не только забавным на русский слух именем, но и в первую очередь своим искусством. В нем свершается соединение художника и арт-объекта.

Marussich

С очевидностью это открывается в «Ex-Pression», дивном зрелище неопознанного жанра. Маруссич предлагает автопортрет вживую, свое тело, повешенное в рамочке на стену.

Marussich

Помимо того, что художник осуществляет авторское высказывание, орудуя самим собой, есть еще одна отличительная черта его творчества. Перформансы, как их принято называть, длятся не менее двух часов, а порой продолжаются и пять. Четких правил здесь нет, определены только начало и конец, а между ними происходит то, на что способен художник здесь и сейчас.

Bleu Remix – наиболее известный перформанс Маруссича. Это и понятно, зрители любят наблюдать трансформации тела. Суть его в том, что художник неподвижно сидит в стеклянной камере, пока его тело медленно покрывается синей жидкостью, которая просачивается через его поры. При этом видно, что художник вовсе не отдыхает все это время: в его глазах напряжение, тело излучает силу.

Происходящее на площадке два на два метра не отпускает зрителей часами. И это серьезный ответ динамике современного искусства, его мимолетности и постоянному мельканию. Когда интерактивность размножается, сила арт-объектов уменьшается. Перформансы Маруссича демонстрируют, как приятно вглядываться в произведение. Не мимо пробежать, а прочувствовать его. И всмотреться, и вслушаться, и даже внюхаться. На площадке действа всегда звучит музыка, при этом всегда от разных музыкантов, а также распространяется аромат, созвучный настроению происходящего. В общем, используются все средства, способные овладеть восприятием.

Стоит отметить, что Ян Маруссич, представляя Швейцарию, показывает свое искусство во множестве стран, и реакция зрителей заметно разнится. Европейская публика более активна, непринужденна. Пришедшие ярко выражают свои ощущения, разговаривают, постоянно перемещаются. В России иначе. Наш зритель по виду испытывает странную смесь удивления, растерянности и трепета, в помещении абсолютная тишина, все стоят неподвижно, как будто боятся вмешаться в процесс по ту сторону. Можно надеяться, что это всецело от восхищения.

Marussich

И напоследок постмодернистский стриптиз от Маруссича для любителей погорячее.