inside

Эксперименты с содержанием

Возможности бумаги безграничны. Книга, в свою очередь, имеет материальное, осязаемое тело, которое трансформируется, изменяется в зависимости от воли автора или читателя. Последний может уже не только читать, но творчески участвовать в процессе создания книги, изменяя направление повествования или даже сюжет.

books

1. Возможно ли собрать всю поэзию мира в одной книге, создав неиссякаемый источник шедевров? Французский сюрреалист и публицист Раймон Кено весьма изящно реализовал эту идею, несмотря на то, что его сборник сонетов «Cent mille milliards de poèmes» содержит хоть и не бесконечное количество стихотворений, но сто тысяч миллиардов.

Дело, однако, не в количестве, а в правильной комбинации: на самом деле сонетов в сборнике всего десять. Секрет в том, что каждая строчка напечатана на отдельной полоске бумаги.

books

В сонете, как известно, 14 строк, так что строки могут сочетаться между собой и дать 1014 (= 100,000,000,000,000) различных комбинаций сонетов. Несмотря на то, что оригинальные десять сонетов более естественны по ритму и структуре, в отличие от своих вариаций, это позволяет читателю творчески подойти к чтению и, в каком-то смысле, самому стать автором в поиске своего идеального сочетания.

Интерактивную версию конструктора сонетов Кено можно найти и в интернете.

2. На что способна бумага? Как соотносятся страницы в книге друг с другом? Каким образом они дают связное и содержательное повествование?

Американский писатель Джонатан Сафран Фоер, автор «Полной иллюминации» и «Жутко громко и запредельно близко», решил взять уже существующий текст и буквально вырезать из него слова, чтобы получить новый текст.

books

За основу была взята любимая книга Фоера, «The streets of crocodiles» Бруно Шульца, которую он распечатал во множестве экземпляров.

books

Подобно скульптору, создающему скульптуру из куска мрамора, Фоер методом проб и ошибок нащупал в оригинальной истории другую, новую, свою.

3. Случалось ли Вам читать книгу, которую кто-то читал до Вас? Книгу, где читатель увлеченно общается с автором, оставляя множество замечаний на полях, набросков, рисунков, схем, комментариев?

«S.» Дуга Дорста и Дж. Дж. Абрамса — это история в истории. В центре сюжета «Ship of Theseus» («Корабль Тесея») –  вымышленный роман вымышленного автора В.М. Страка (V.M. Straka) и его двое читателей.

books

Сам «Ship of Theseus» — история о человеке с амнезией, который совершает странное путешествие, чтобы найти самого себя. Самое интересное, однако, не в этом: Эрик и Джен, обмениваясь книгой, ведут диалог прямо на её страницах с помощью рукописных заметок и примечаний, открыток, писем и карт.

В попытке раскрыть тайну личности автора и сюжета его девятнадцатого (что оказывается важным), предсмертного романа, они приходят к важным неожиданным наблюдениям о себе самих и мире.

books

«Может быть, ты и не разгадаешь большую тайну, но найдешь несколько истин поменьше. Неплохо, не правда ли? Небольшая жертва. Будет больше времени, чтобы просто провести его с книгами, с собой, с кем-то ещё…».

books

Читатель буквально читает то, как кто-то вместе с ним читает и перечитывает книгу. Он может поучаствовать в этой своеобразной Одиссее, чрезвычайно трудном поиске правды: разочаровываться или, наоборот, очаровываться. Создается впечатление, что эта необычная история не имеет ни начала, ни конца, а когда «S.» заканчивается, стоит просто начать читать сначала.