Дизайн & Art

Чем хороши акции Петра Павленского

Имя Петра Павленского стало известно широкой публике после акции «Шов» в поддержку Pussy Riot. Художник зашил себе рот.

pavlenskij

Конечно, идея использования тела художника в качестве материала для создания произведений искусства не нова. Все это мы уже видели у венских акционистов в прошлом веке, и, казалось бы, это уже не должно нас так шокировать. Однако неподготовленная публика продолжает реагировать на подобные способы выражения крайне негативно, и воспринимают художников перформанса как умалишенных.

pavlenskij

Рудольф Шварцкоглер

Если окунуться в историю, очевидно, что художники стали калечить себя ради эффективного средства выражения идеи задолго до Павленского. Многие акции причиняли непоправимый вред здоровью художников, а некоторые и вовсе заканчивались летальным исходом. Но чего не сделаешь ради искусства. Деннис Оппенгейм поджаривал себя на солнце, изучая «изменение цвета», Крис Бурден лежал в мешке на проезжей части оживленной дороги, пытаясь обратить внимание на проблему насилия, а Рудолф Шварцкоглер вкручивал себе в голову штопор. В России перформанс всегда существовал в основном как явление политического характера: арт-группа «Война», Pussy Riot, Олег Кулик. И Петр Павленский здесь не исключение, но и не совсем правило. Итак, почему акции Павленского можно, без сомнений, называть произведениями искусства.

pavlenskij

Жина Пан. Акция «Душа»

Ясное художественное высказывание

Его акции понятны всем, они просты и точны. Контекст и то самое, «что хотел сказать художник», читаются на раз. Художник использует понятные всем, очевидные знаки: зашитый рот — отсутствие свободы слова, пригвожденная мошонка — уничтоженная воля человека и т. д.

К слову, для любителей обвинять художников в неумении рисовать, у Павленского есть художественное образование, он учился в Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии им. Штиглица, воспитывающей классических живописцев, и в институте «Про Арте», занимающимся вопросами современного искусства. Павленский формально не закончил ни одно из этих учреждений, покинув их на последних курсах. Этот шаг был вызван нежеланием встраиваться в общую систему коммерциализации искусства. Однако, как и любой художник, Павленский опирается на вполне признанные в мире художественные традиции, его художественный метод вовсе не нов и широко используется как на западе, так и в России.

pavlenskij

Петр Павленский. Акция «Туша»

Актуальное

Безусловно, акции Павленского мотивированы вопросами политики, они затрагивают самые острые вопросы отношений человека и государства. Его акции — реакция на события, происходящие здесь и сейчас, не абстрактные «размышления на тему». Акция «Туша», представляющая собой обнаженное тело художника, обмотанное колючей проволокой, лежащее перед зданием Законодательного собрания Санкт-Петербурга, обращается к теме законов, направленных против личности и свободы человека. Акция «Фиксация» очень ярко иллюстрирует идею уничтоженной государством воли человека к сопротивлению, лишенное достоинство и раздавленное мужество. «Шов» — иллюстрация отсутствия свободы слова и творчества.

pavlenskij

Петр Павленский. Акция «Фиксация»

Общечеловеческое

Главное качество искусства Петра Павленского, отличающее его от многих других российских перформансов, это наличие не только политического контекста, но и общечеловеческого. Его акции можно трактовать не только в рамках явлений определенной страны, с присущими исключительно ей одной политическими и общественными явлениями, Павленский выходит на более высокий уровень, когда произведение искусства может быть актуально для каждого человека вне зависимости от его гражданства, религии и политических взглядов. Та же акция «Туша» раскрывает образ человека лишенного свободы, и физической, и духовной. Акции Павленского — это размышления о свободе в самом широком смысле, об экзистенциальной свободе личности, зажатой со всех сторон общественными и политическими рамками. Благодаря своему методу акции действуют практически на физиологическом уровне, люди с достаточно высоким уровнем эмпатии почти так же ощущают боль и тягостную беззащитность человека, выраженные художником.

pavlenskij

Петр Павленский. Акция «Отделение»

Выбор подобного метода — желание быть внутри искусства, быть самим искусством. Художник и произведение чаще всего живут разной жизнью и существуют без всякой связи, это снимает определенную долю ответственности, но когда художник и есть произведение — это высшая степень честности и открытости. Ощущения жертвенности и мученичества от искусства заставляют воспринимать эти акции всерьез даже скептиков и людей, не имеющих большого опыта восприятия произведений искусства.