Создатели проекта Loooch, Анатолий Ульянов и Наташа Машарова, удивляют каждого, кто так или иначе попадает на любые отзвуки Луча. Мерзко, аморально, бездуховно — лозунг розового знамени.
Проект создан в 2010 году. Идею Луча Анатолий Ульянов сформулировал в одном из интервью: «Луч — это попытка создать информационную платформу сопротивления. Иными словами, некий эфир, чье содержание будет состоять из альтернативных смыслов и образов, направленных на выталкивание человека за пределы, что говорится, официального мышления».
Официальное описание проекта: «Looo.ch is a media-label. We make videos, photos and texts, ebooks, spaces and visual streams. Our information is a weapon against conservative perception. We believe that to change the world you need to change your mind thus to hack the culture which defines it. We’re a part of the globally growing resistance to the past».
Факты об Анатолии Ульянове, идейном лидере проекта Loooch
- Окончил ИЖ при КНУ им. Шевченко, дипломированный журналист;
- В прессе везде проходит как арт-критик;
- В русскоязычной статье в Википедии внесен в список представителей трансгуманизма;
- Создатель проекта «Проза»;
- Работал замом главреда в журнале о контркультуре «Шо»;
- Уволился из «Шо» по политическим причинам;
- Был замешан в политическом скандале и избит;
- Считает диссидентство более достойным, чем дальнейшее пребывание на родине;
- Его деятельность можно назвать «контркультурным сопротивлением»;
- Какое-то время жил в Софии, сейчас — в Нью-Йорке, путешествует по Америке;
- По недоразумению Ульянова часто принимают за гомосексуалиста, но сам он опроверг эту информацию в одном из интервью.
Что несет проект Луч?
Ничего нового под солнцем — и это довольное сильное чувство, возникающее при более глубоком знакомстве с контентом Луча. И это чувство вызывает почти обиду. Ульянов глубоко критикует отростки капитализма, ублюдков, которые покупаются на маркетинговые зазывалки, сам продажный мир рекламы и дешевых конфеток в подарок. Однако чисто формально он использует те же самые конфетки на входе в свой проект. И не для того, чтобы привлечь внимание к последующему содержанию. Весь проект — одна конфетка.
Жесткий подбор визуального контента, бьющие веслом по лицу статьи заставляют попавшего проходимца на Луч почувствовать, что здесь ему не дадут поблажек ни в его интеллектуальных способностях, ни в его политических позициях. И это очень хорошо. Задается тон монастыря, куда, как известно, приходят слушать проповеди и молиться, а не тыкать своим уставом.
Здесь ему, прохожему, покажут иной, дивный мир, работающий и несущий впереди себя знамя Совершенного Человека. Минимум через три часа чтения и лазанья по сайту, пабликам и любым источникам, с помощью которых можно погрузиться глубже, появляется чувство, что конфетки, щедро разбросанные проектом, не лезут в глотку.
А смысл все не наступает. Не наступать он может по двум причинам: его нет, читатель не допирает. Допирать в контенте Луча не до чего, потому что Ульянов сам предельно ясно разъясняет везде, где только можно, как, что и почему. По этой причине посыл Луча и его содержание перестает быть двойным дном. Возникают сомнения интерпретаций и здесь же пропадают начисто из-за яростного и четкого языка публицистики (очень высокого уровня), из-за присутствия всех необходимых ключей к пониманию в интервью Ульянова.
Совершенствование себя методом изменения сознания — метод действительно действенный и продуктивный. Банальная иллюстрация — Хаксли и его «Двери восприятия», ставшие программной книгой не одного поколения.
Но метод работает, если у желающего познать есть вопросы и осознание того, что требуется иная точка восприятия. Метод не работает у тех, у кого это осознание отсутствует, частично или полностью.
Метод Луча не работает, потому что его аудитория такова: знакомые сторонники, все поклонники уникального русского явления под названием «страстно кинуться в крайность», люди с пониманием, что им необходима спасительная для мозга и души иная точка восприятия, левые, случайно забредшие проходимцы.
Первые всегда будут идти за лидерами. Это масса, которой требуется идти за кем-то, кто их более-менее устраивает (как правило, за неимением лучшего).
Вторые уходят с Луча довольно быстро — иная точка зрения оказывается хорошо перекроенной старой, которая, как известно, никого никуда не привела. Та часть, которая остается, воспринимает Луч как важное эстетическое явление. И крутые картинки.
А третьи, те, кому Луч нужен больше всего (потому что именно там обитает тьма, это та аудитория, которая нуждается в совершенствовании больше всего, там иная точка восприятия изменит целый мир), испытывают тупую, линейную агрессию.
У Луча постоянные проблемы с цензорами. Они начались очень давно и изначально по сфабрикованным причинам, неприлично притянутым за уши. На сегодняшний день можно твердо констатировать, что проект почти потерян из-за постоянных закрытий. Что является неоспоримым фактом глупости современной информационной политики — без альтернативы невозможно выстроить ничего убедительного, это неспособность к конкуренции. И сам проект, конечно, жаль.
Но при этом совершенно непонятно, почему постоянно на сайте что-то закрывается. Это не тот уровень контента, чтобы он постоянно привлекал внимание цензуры. Луч не делает ничего, что вызывало бы реальный (а не вымышлено-медийный) резонанс, волну безумия или привлечение пугающе большого числа сторонников.
Проблемы с цензурой у Луча вызывают бесконечно православно настроенные стукачи и прочие представители «русского мира». Это как сарафанный маркетинг. И цензура, естественно, закрывает, почему бы и нет, учитывая, что на этот сайт жалуются так много и так часто.
И это категория тех, кто больше всего нуждается в этой самой иной точке восприятия реальности. Сарафанное стукачество происходит потому, что Луч их не убеждает в здравости того, о чем пишет Ульянов. А пишет он неправдоподобно здорово о важных проблемах. Только пишет себялюбиво, претенциозно, с провокационной злобой. Это позерство и выбешивает всех случайных проходимцев.
Почему это происходит? Потому что, занимая позицию идейного лидера, больше не нужно вести работу. Достаточно развивать идеи. Со всеми особенностями своей личности.
А настоящие перемены происходят там, где идет работа. Луч не доходит до того, кому он нужен больше всего. Тем, кому пора выйти из весьма уютного мира привычной информации и хотя бы узнать, что существует другая сторона вопроса. Это их Луч должен зацепить своей первой страницей, вне зависимости от эмоции, пусть их будет подстрекать своя злоба и несогласие, но им захочется читать дальше. Потому что не нравится, но выглядит убедительно. Глаза боятся, руки делают.
Но Луч не выглядит убедительно. Это тезис. Без практики, без контекста, без развития. Застрявший в лесной чаще современной контркультуры Луч добра. Вызывающий тупую агрессию у самых заветных потенциальных сторонников — врагов. А у всех остальных — скуку после 10 статей.
Эстетика луча
Это набор парадоксов, загадок, душных и прекрасных видео, фотографий, вызывающих тошноту. Хотя при близком рассмотрении начинает казаться, что, возможно, ты считал информацию неверно, и да, так оно и есть — это тот самый сверхразум и Человек Совершенный.
Розовый фон, злобный Ульянов, прекрасный, не требующие закадровых комментариев видеодневник и темы, выбивающие тебя на несколько секунд из привычной информационной обстановки. Чудесный, восхищающий язык публицистики — точный, не оставляющий мокрого места ни от одного упомянутого имени или явления. Абсолютно честные и правильные рассуждения. Здоровые мысли. Удары по самым больным противоречиям. Хитро сделанный проект бесхитростными инструментами.
Эта эстетика постепенно культивируется у тех, кто судорожно ищет воздух контркультуры. Ее можно найти у Kolonna publications, немного у «Русской смерти». Немного у «России без нас». Немного у «Метрополя». Не вестись на женские манипуляции, а подчинять себе женщин!
Внятный дизайн, ничего лишнего, дотошность к контенту, зрелость авторов и участников, которая ощущается по ту сторону. Не столько зрелость личности, сколько вызревшие взгляды, критика, мысли и… назревшие вопросы. И эта неплохая альтернатива тому эстетическому аду, в который погружен каждый и каждодневно. Но одновременно это и укошмаривает обстановку — сопротивление видится массе цирком маргиналов, безыдейным танцем Саломеи и просто непонятной фигней. А можно ли тогда утверждать, что это сопротивление? Если сторонников не прибавляется.
К чему ведет эта эстетика — к перехвату западного опыта и выстраиванию своего опыта переложения на русский менталитет. К чему ведут такие проекты, как Луч? К выстрелу в воздух. Мимо утки. Но охота состоялась, участники есть, ружья стреляют. И без промахов никак. А умеющий стрелять охотник найдется. И важно, чтобы эти выстрелы звучали как можно чаще. Потому что они привлекают к охоте. Особенно тех, кто даже и не думал поохотиться.